ЧАСТЬ 1. Проектирование решений в области электронной коммерции
Прежде чем переходить к серьезному программированию, необходимо понять, какие же задачи мы собираемся решать с помощью этой технологии. На рынке и в средствах массовой информации термин "электронная коммерция" имеет много разных значений. В главе 1 мы разберемся с тем, что же такое электронная коммерция и каким конкретным темам в этой книге будет уделено основное внимание. Глава 2 посвящена описанию инструментов Microsoft, используемых в книге. В главах 3 и 4 рассматривается процесс проектирования и построения решений из области электронной коммерции, при этом особое внимание уделяется базам данных и системным требованиям. В главе 5 мы построим первое небольшое приложение.

Глава 1. Электронная коммерция: общие сведения
Куда ни посмотри, отовсюду слышится это модное выражение - электронная коммерция. Десять лет назад погоду делали почтовые каталоги. Теперь для деловых операций появилась новая среда - Интернет. Вероятно, слово "бизнес" и определяет важнейший аспект всего, что подразумевается под понятием "электронной коммерции".
Большинство людей полагают, что электронная коммерция - это покупка товаров в режиме онлайн. Обычно это называется электронной коммерцией типа К/Б (клиент/бизнес) - традиционная розничная торговля "магазинного" типа. К числу современных представителей такого рода электронной коммерции в Web относятся сайты Martha Stewart (http://www.marthastewart.com), Amazon (http://www.amazon.com) и многие другие. У таких компаний, как Dell computers (http://www.dell.com), объемы продаж через Web начали приближаться к объемам продаж по традиционным розничным каналам. Такие сайты уже сейчас занимают важную область рынка и, несомненно, будут продолжать расти.
Электронная коммерция также включает рыночное пространство Б/Б (бизнес/бизнес), претендующее на значительную часть деловых операций в Интернете. Только представьте себе всю цепочку операций, связанных с производством и поддержкой многих ежедневно используемых нами товаров и услуг! Примером электронной коммерции типа Б/Б является взаимодействие оптовых компаний с розничными торговцами - например, когда крупный производитель PC продает свои товары дистрибьюторам и крупным розничным торговцам. По мере развития коммерции Б/Б бизнес будет все чаще опираться на этот тип электронной коммерции как на повседневное деловое решение. Вероятно, ваш любимый ресторан за углом будет использовать эту технологию для закупки продуктов у разных поставщиков; то же самое будут делать бакалейные лавки, книжные магазины и другие традиционные предприятия. Наступит день, когда Интернет превратится в стандартную среду для проведения деловых сделок, и этот день уже не за горами.

Фазы процесса электронной коммерции
В этой книге наше внимание будет сосредоточено на базовых концепциях, которые обычно ассоциируются с розничной покупкой товаров, однако имеют отношение и к деловым операциям Б/Б. Но прежде чем начинать, необходимо хорошо понять полную цепочку электронной коммерции; разобраться, где начинаются и кончаются операции через Интернет и где на смену им приходит более традиционная офисная технология.
Маркетинг
В маркетинге и ориентации на потребителя нет ничего нового. Главная цель заключается в привлечении потенциальных покупателей на ваш сайт. Новым является разве что возможность использования Интернета для разностороннего привлечения клиентов. Хотя рекламные баннеры, целевые рассылки электронной почты, розыгрыши призов и т. д. и не относятся к "электронной коммерции", они могут играть важнейшую роль в коммерческом цикле.
Другая модная тенденция в Сети - построение сообществ. Целью является создание среды, которая бы привлекала посетителя и провоцировала его на повторные посещения. Примеры - дискуссионные форумы, опросы, обзоры, чаты и т. д.
В этой книге мы не будем рассматривать технологию применения Интернета для проведения маркетинга и построения сообществ. Наше внимание будет сосредоточено на применении этой технологии для обслуживания клиентов, посетивших ваш Web-сайт (см. главу "Рекламные кампании" части 4).
Клиент/посетитель
Конечно, чего стоит электронная коммерция без клиента! В нашем случае клиентом является пользователь Сети, который решил ввести ваш URL или щелкнуть на ссылке для посещения вашего Web-узла. В данном случае необходимо различать две категории клиентов, "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес". Типичным покупателем из первой категории является другая компания, которой необходимо предоставить различные возможности оформления покупки, такие как оплата по кредитной карте, в кредит и/или оформление заказа на приобретение. Возможно, продавец должен будет предоставить покупателю номер заказа. При оформлении заказов на большую сумму и критически важных покупках могут возникнуть дополнительные требования - например, аутентификация полученного заказа, электронный перевод средств и т. д. Многие проблемы традиционно решаются посредством механизма EDI (Electronic Data Interchange), обеспечивающего согласованные стандарты обмена данными в деловых операциях.
В традиционной модели "клиент/бизнес" покупателем обычно является частное лицо, которое собирается заплатить по кредитной карте и получить товар на дом. В этой книге технология базового процесса покупки рассматривается с ориентацией на модель "клиент/бизнес". Впрочем, многие базовые концепции в равной степени относятся и к операциям "бизнес/бизнес".
Посещение Web-сайта
С момента посещения клиентом Web-узла начинается самое интересное. После загрузки сайта могут происходить разные события, из которых в конечном счете и складывается понятие "электронной коммерции". Например, вы можете немедленно заняться построением профиля клиента. На основании собранной информации можно составить представление о товарах, которыми интересуется данный клиент. На этом этапе начинается процесс покупки.
Просмотр товаров
Если посетителю понравилось то, что он увидел при входе на Web-сайт, он начинает просматривать страницы с информацией об отдельных товарах. Обычно посетитель сначала выбирает раздел, а затем товары в этом разделе. Возможно, со временем потенциальный покупатель начнет интересоваться распродажами, рекламными кампаниями, сведениями о взаимосвязанных или усовершенствованных товарах и т. д.
Отбор товаров
На следующем этапе покупатель отбирает товары в свою "корзину". Корзина представляет собой обычный список отобранных товаров, содержащих информацию о количестве, цене, атрибутах (цвет, размер и т. д.) и прочие сведения, относящиеся к потенциальному заказу. Клиенту часто предоставляется возможность полностью очистить корзину, удалить из нее отдельные позиции или изменить количество заказанных единиц товара. В части 2 мы рассмотрим основные составляющие процесса покупки, в том числе просмотр товаров, заполнение корзины и т. д.
Оформление заказа
Когда покупатель будет готов приобрести все отобранные товары, он переходит к стадии оформления заказа. В модели "клиент/бизнес" покупатель обычно вводит адресные данные для доставки и выписки счета. Кроме того, иногда в этой фазе вводятся дополнительные требования - подарочное оформление и т. д. - для вспомогательных услуг.
Налоги и стоимость доставки
Располагая информацией о месте доставки и оплаты, коммерческий сайт может вычислить две важные величины: налоги и стоимость доставки. Налоги могут сводиться к простому взиманию государственного налога, если покупатель живет где-то поблизости. Иногда приходится предусматривать поддержку местных (областных или городских) налогов на основании почтового индекса покупателя. Стоимость доставки также может представлять собой фиксированную величину или вычисляться отдельно по каждому купленному товару с внесением поправки на расстояние.
Ситуация усложняется, если речь идет о поддержке международных заказов. Если фирма никогда не поддерживала международные заказы, это обернется множеством проблем и новых требований. Но не сомневайтесь - после запуска вашего сайта жители других стран рано или поздно появятся на нем.
Оплата
После вычисления промежуточного итога, налогов и расходов на доставку можно представить покупателю счет для оплаты. Как упоминалось выше, варианты для сделок "бизнес/бизнес" и "клиент/бизнес" будут существенно отличаться. В модели "клиент/бизнес" оплата обычно осуществляется по кредитной карте. В зависимости от ситуации также могут быть доступны варианты наложенного платежа или накладной. В модели "бизнес/бизнес" могут потребоваться все возможные варианты, включая заказы на приобретение. Для больших закупок, когда могут появиться проблемы инвентаризации и пр., также может возникнуть необходимость соблюдения квот или же отложенного расчета окончательной цены, времени доставки и т. д.
При использовании кредитных карт проверка/оплата может осуществляться как в автономном, так и в подключенном режиме. Онлайновая обработка кредитных карт через Интернет может производиться через такие службы, как Cyber-Cash и HP-Veriphone. При онлайновой обработке происходит защищенная пересылка данных кредитной карты по Сети и возвращается ответ, показывающий, прошла кредитная карта проверку или нет.
Построение отчета
После размещения заказа покупателю может выдаваться отчет. В модели "бизнес/бизнес" отчет может представлять собой печатную квитанцию, прилагаемую к заказу на покупку. Для модели "клиент/бизнес" обычно используется экранная копия заказа или список, отправленный покупателю по электронной почте. В обоих случаях этот процесс легко автоматизируется (как будет показано в книге).
Обработка заказа
На этой стадии клиент выходит из игры, а цикл электронной коммерции подходит к концу. Если данные кредитной карты не были обработаны автоматически, обработка заказа начинается с финансовой транзакции. Как правило, на этой стадии действуют стандартные правила ведения бизнеса, словно заказ поступил по телефону или почте. Интернет позволяет информировать клиента о статусе обработки заказа. Например, можно сообщить о том, что заказ был полностью обработан, что все товары имеются в наличии и т. д. Соответствующие методы реализуются на Web-узле. Данная возможность рассматривается в главе 8 "Оформление заказа".
ПРИМЕЧАНИЕ.
При продаже через Интернет цифровой информации доставка товара может происходить сразу же после проверки кредитной карты. В этом случае покупателю передается необходимая ссылка и предоставляется доступ к файлам. Все происходит за один этап.

Исполнение заказа
После получения проверенного заказа его необходимо выполнить. На самом деле этот этап нередко вызывает наибольшие затруднения. В зависимости от специфики вашей деятельности здесь могут применяться самые разные сценарии.
У традиционных розничных торговцев с несколькими складами может возникнуть проблема поставки заказанных товаров из центрального хранилища. Кроме того, хотя 90% всех операций будет осуществляться электронными средствами, с некоторыми клиентами все же придется общаться по телефону или электронной почте.
Если заказ исполняется при помощи специальной службы или организации, иногда возникают проблемы интеграции с их системой. Но даже если вы исполняете заказы самостоятельно, могут возникнуть проблемы интеграции между Web-сервером и вашей системой исполнения заказов.
Доставка
Цикл завершается доставкой товаров клиенту. Как и на стадии обработки заказа, клиент может получать информацию о текущем состоянии заказа. В данном случае это могут быть номера транспортных накладных почтовых служб типа UPS или FedEx, по которым клиент следит за ходом доставки.

Управление магазином
Работа коммерческого Web-сайта не ограничивается взаимодействием с пользователем. Также приходится учитывать всевозможные аспекты управления магазином. Правильный выбор средств для управления коммерческим Web-сайтом столь же важен, как и выбор средств для построения интерфейса пользователя. Средства управления магазином могут решать разнообразные задачи, от простого составления отчетов и отслеживания заказов до полноценных операций с базами данных. В табл. 1.1 приведены некоторые функциональных возможностей, поддерживаемых приличным интерфейсом управления. Все управляющие средства могут строиться на основе тех же технологий, что и интерфейс покупателя. Все примеры магазинов, входящие в поставку Site Server 3, Commerce Edition, содержат управляющие интерфейсы.
Таблица 1.1. Функциональные возможности интерфейса управления


Функция

Описание

Безопасность

Высокий уровень безопасности гарантирует, что доступ к управляющим функциям предоставляется только проверенным пользователям, обладающим необходимыми полномочиями. Кроме того, вы должны позаботиться о том, чтобы данные кредитной карты и информация о заказе не были перехвачены на пути к поставщику

Управление товарами

При желании операции с товарами магазина могут выполняться прямо с Web-сервера. В этом случае записи товаров создаются, обновляются и удаляются прямо на Web-страницах. Возможно, при этом вам придется организовать автоматизированное согласование электронного магазина с традиционной системой управления товарами

Отслеживание заказов и составление отчетов

Существует много вариантов организации отслеживания заказов и составления отчетов. Отчеты могут генерироваться в формате базы данных (например, Microsoft Access) или в виде ASCII-файлов с разделением полей запятыми - например, с целью интеграции с отдельными средствами анализа данных. Возможно, вы захотите строить отчеты для анализа истории заказов и т. д.

Управление разделами/ категориями

Наряду с управлением товарами можно реализовать средства управления классификацией товаров по разделам

Управление рекламными средствами

Одним из важнейших аспектов управления сайтов может оказаться администрирование рекламных кампаний, распродаж, горизонтальных и вертикальных связей и прочих рекламных акций, предложенных вашими специалистами по маркетингу

Управление данными покупателей

Если ваш коммерческий сайт хранит профильные данные и автоматически опознает покупателей, вам понадобятся средства для работы с профилями

Управление бизнес-логикой

Практический каждый аспект работы магазина должен настраиваться при помощи специальных управляющих средств. Вычислением налогов, стоимости доставки и другими критическими бизнес-правилами работы сайта можно легко управлять из Web-интерфейса

Однако технология, на базе которой строится интерфейс управления, не обязательно строится на основе технологии Web-страниц. Традиционные средства разработки "клиент/сервер" также могут предоставить средства, необходимые для управления электронным магазином. Единственный потенциальный недостаток такого решения заключается в том, что удаленное расположение серверного комплекса затрудняет реализацию управления магазином на Visual Basic. Конечно, для подключения к базам данных можно использовать такие технологии, как RDS (Remote Data Services), но такое решение по своей гибкости уступает интерфейсу на базе Web-броузера.

Итоги
Электронная коммерция бывает простой, как ввод данных кредитной карты на форме, а бывает и очень сложной, как интеграция систем разных поставщиков при многофазовых закупках.
В этой книге основное внимание уделяется технологическим решениям, на которых базируется процесс электронной коммерции. Следует подчеркнуть, что эти решения лежат в основе любых деловых операций - обслуживания клиентов, выполнения заказов, маркетинга, управления складом и т. д.
Успешное ведение электронного бизнеса требует основательного планирования. В этой книге будет показано, как использовать уже знакомые вам программные средства - Visual Basic, SQL Server, Windows NT и т. д. - для построения успешного, многофункционального электронного представительства вашей отрасли бизнеса.

 

 
На главную | Содержание | < Назад....Вперёд >
С вопросами и предложениями можно обращаться по nicivas@bk.ru. 2013 г. Яндекс.Метрика